Башня №10/2001.
Автор: Гематоген
Muse: волшебная гитара Мэттью, или рубилово сквозь слезы.

На сцену он выскочил словно чертик из табакерки - маленький, субтильный, но способный неуемной энергией своего голоса-сирены взорвать стадион! По признанию многих любителей альтернативной музыки, побывавших на шоу Мэттью Беллами и его "Музы" 22 сентября, это был один из лучших концертов на их памяти.

Представители лагеря модной музыки в этом году зачастили к нам в гости. Только за последние четыре месяца в столице побывали Guano Apes, H.I.M., Placebo, Coil, а на очереди - мрачные бундесы из Rammstein! A 22 сентября в Москве зажигали ребята из Muse. Полагаю, если бы в соседствующем с Лужниками жилым кварталом в тот вечер отключили свет, проблему можно было бы легко решить - рвущейся из лидера "Музы" Мэттью Беллами и его сотоварищей энергии хватило бы с лихвой!

В России о Muse впервые услышали после показа по музыкальному телевидению клипов "Muscle Museum" и "Uno". Особенно отложилось в памяти первое видео, "Музей мускулов", в котором надрывная истерика Мэттью Беллами идеально гармонирует с распускающими нюни гражданами. Послушав дебютный альбом Muse, лично я был шокирован, узнав, что ребятам, создавшим ЭТУ музыку, сумевшим соединить в своей музыке все лучшее от Queen, Suede и Radiohead, приправив своим фирменным саундом, на момент записи материала к пластинке не было и двадцати! Тем не менее путь к славе для Muse не был прост - долгое время трио называли эпигонами Radiohead, а музыку их - вторичной. В 2001 году Muse выпустили второй альбом -более клавишный, более сложный в музыкальном плане, более зрелый. Именно песни с "Origin of Symmetry" сформировали программу московского выступления. Впрочем, давайте обо всем по порядку.

"Готическая чума" из английского Урюпинска.
Познакомились будущие участники британского трио Muse в самом нежном возрасте - уроженец Кембриджа Мэттью Беллами, Крис Вольстен-хольм из Роттердама и Доминик Ховард из Манчестера впервые встретились, когда им было по 12 лет. Встреча произошла в захолустном городке Тейнмуте, графство Девон, куда переехали их родители. В расположенном на южном побережье городке (удаленном на 250 миль от Лондона и практически на столько же от Манчестера и Ливерпуля) не было практически никаких развлечений, не говоря уже о собственных рок-группах. Удивительно, но одна из актуальнейших на сегодняшний день британских групп родилась именно в этом английском Урюпинске...
Без пяти минут тинейджеры откровенно скучали. "Все, чем мы занимались, - шатались без дела, курили, слушали музыку. Больше делать было попросту нечего", - вспоминает Беллами. Именно Мэттью предложил парням создать свою рок-группу, которая первоначально получила зловещее название Gothic Plague ("Готическая чума") - ребятам тогда было всего по 13 лет. Мэттью стал вокалистом и гитаристом новой группы, Крис взялся играть на басу, а Доминик, до этого игравший в другой школьной банде Fixed Penalty, занял место за барабанной установкой. В детстве Мэттью любил слушать блюз - Рэя Чарльза, Роберта Джонсона - и буквально "заболел" гитарой. После того, как родители Беллами развелись и его воспитанием занялась бабушка, парнишка стал сам себе хозяином. Часами Мэттью просиживал в своей комнате с гитарой. Любовь к музыке Мэтту привили родители - его отец был музыкантом и играл в нескольких группах, в том числе и в The Tornadoes, имевшей успех в 60-х. "Когда мои родители развелись, единственное, что у меня осталось от них - их имена. И я играл музыку, потому что мне не хватало их", - говорит Мэттью, и в его словах чувствуется острая боль. Становится понятно, откуда в песнях Беллами столько бесконечной печали и тоски.
Первые концерты будущих звезд проходили в полупустых пабах и клубах, в том числе в самом популярном клубе Девона "Каверн". Ребятам частенько приходилось выступать перед публикой, большую часть которой составляли стар-перы, поэтому свою программу зачастую они составляли из хитов 60-х. Собственное, ни на что не похоже звучание будущих Muse в те годы находилось на стадии эмбриона...
В январе 1996-го в Девоне проходит конкурс "Битва групп", на котором группа, сменившая название на громоздкое и весьма странное Rocket Baby Dolls, исполнившая песенку Tourette королей гранжа Nirvana, получает первый приз. По признанию самого Беллами, тот успех стал для него совершенно неожиданным, так как на конкурсе выступило немало групп, игравших более интересную и сложную музыку. "На нас были тонны косметики, и мы играли панк, а возбужденная толпа бросилась на сцену и разгромила наше оборудование. Но мы победили!" Вскоре команда вновь меняет название. На этот раз - на емкое и нежное Muse. По признанию самих ребят, в честь их девушек - муз, которые вдохновляют их на творчество.
Окончив школу, парни устраиваются на работу (Мэттью работает художником-оформителем, а Крис - помощником менеджера в музыкальном магазине), но дела группы не забрасывают, каждую неделю играя в клубах и на открытых площадках. Наконец, в марте 1998-го Muse удается выпустить свой первый мини-альбом, куда вошли четыре трека (три из них попадут позднее и на дебютный лонг-плей). По мнению продюсера команды Джона Лекки, работавшего с Radiohead и Simple Minds, у группы неплохое будущее, но пресса не замечает "первый блин" Muse. В сентябре ребята впервые играют в Манчестере перед большой аудиторией, а в ноябре дают первые концерты в США. На фестивале Santa Monica Pier молодое трио из Британии замечают представители лейбла Maverick и подписывает с Muse контракт! Параллельно группа заключает контракт со студией Mushroom, известной по работе с Garbage, которая отныне представляет интересы "Музы" на родине...
Через тернии - в звёзды!
Прежде чем испить из сладкой чаши Ее Величества Славы, ребятам из Muse пришлось сполна наесться горьких пилюль шоу-бизнеса. Например, выслушать всю ту грязь, которую на молодых музыкантов принялись выливать добрые дядечки журналисты, едва услышав первые композиции Muse. Самым популярным было обвинение в эпигонстве. Дескать, проект совершенно вторичный, музыку ребята понадергали у своих предшественников, а надрывный вокал Беллами - так он вообще "позаимствован" у Тома Йорка из Radiohead (интересно, как вообще такой сугубо интимный предмет, как голос, можно позаимствовать?!). Остальные обвинения были еще бредовей - впрочем, что сейчас их вспоминать...
В январе 1999 года Muse выпускает мини-альбом "Muscle Museum", куда вошли композиции, которым суждено стать главными хитами группы - помимо заглавной вещи, это зубодробительные боевики "Uno" и "Sober" и медляк "Unintended". В июне сингл "Uno" попадает в Топ-75, а в сентябре композиция "Cave" занимает 49-е место в национальных чартах - ощутимый успех! Пресса становится менее колючей и ехидной в отношении Muse, хотя упреки в Radiohead-образности не перестают появляться то в одной, то в другой рецензии. "Ругая девушку, которая разбила его сердце, Мэттью Бэллами плачет, стонет и всхлипывает, как Том Йорк, и конечный результат достаточно совершенен", - пишет авторитетный музыкальный журнал NME. Выпущенный в октябре дебютный альбом "Showbiz" вскоре становится в Англии "золотым", а в мире продается тиражом более полумиллиона экземпляров!
Muse отправляются в гастрольный тур, выступают на британских и европейских музыкальных фестивалях, открывают концерты таких команд, как Skunk Anansie, Red Hot Chili Peppers и Pavement. 2000 год Muse встречают во Франции, где ребят принимают особенно успешно, затем следует тур по Великобритании, гастроли по Японии и Австралии, а затем и Соединенным Штатам. На сингле выходит открывающая альбом композиция "Sunburn" - и достигает 22-го места в национальном хит-параде. В мае ребята предпринимают первое самостоятельное европейское турне, а затем разогревают гранжевую команду Bush. Впрочем, концерт тот закончился конфузом: Muse приняли восторженно, а формальных "хедлайнеров" Bush публика освистала, требуя вернуться на сцену Беллами и компанию... Очередное лето вновь проходит в гастролях, только вот на разогреве группа уже не играет, а на фестивалях Muse - хедлайнеры. На фестивале в итальянской Болонье Muse выступают перед аудиторией в шестьдесят тысяч человек! Осенью ребята запираются в студии и приступают к записи второго альбома...
Волшебная гитара в Лужниках
Собственно, вышедшую в конце лета пластинку "Origin of Symmetry" трио Muse и представило на своем первом концерте в Москве, куда Беллами, Вольстенхольм и Ховард прибыли на презентацию российской версии британского издания NME. На пресс-конференции ребята поведали, что очень любят получать от поклонников в подарок всевозможные феньки и перстни, а из России пообещали увезти (ну конечно!) водку и матрешек... Перед Muse на сцену Лужников вышли представители российской рок-музыки, в том числе и считающийся у нас "альтернативным" Total. Но было ясно, что подавляющее большинство потратило деньги на билеты, чтоб увидеть именно "музыкальных вундеркиндов" с туманного Альбиона. И Muse не обманули наших надежд.
Маленький, но очень подвижный Мэттью Беллами, наряженный в красную рубашку и черные джинсы, выпрыгнул на сцену - и понеслось! Начали с новых хитов - "New Born" и "Bliss", затем исполнили зубодробительный "Uno", который многие поклонники Muse не без основания считают лучшей композицией своих любимцев. Беллами заставил публику горланить вместе с ним: "You could have been number one If you only found the time, and you could have ruled the whole world if you had the chance..."Заполненный на две трети зал зажег не по-детски! Затем последовали "Hypermusic", "Micro Cuts", "Cave", "Filip", баллада "Unintended" и напоминающая вкрадчивым тревожным басом Portishead песенка "Dark Shines"...
Практически через песню Мэттью с гитарой наперевес совершал рейды от микрофонной стойки к клавишным и обратно - ну просто человек-оркестр! Честно признаться, я так и не понял, каким образом Беллами извлекал из своей гитары ТАКИЕ звуки. Его волшебная гитара смеялась и плакала, выла и стонала, громыхала на весь зал и чуть нашептывала нежную колыбельную... Безусловно, Беллами использовал при игре всевозможные гитарные примочки, но местами просто не верилось, что тот или иной "запил" рожден не звукорежиссером в студии, а гитаристом Muse в наэлектризованном воздухе зала... Доминик и Крис хоть и оставались на заднем плане, своей отличной слаженной игрой заслуживают особой похвалы. Свою задачу - великолепно, как в студии, лабать фирменный "нервный" саунд Muse и одновременно не мешать импровизациям Мэттью -ритм-секция Muse выполнила на "отлично".
Спев "гимн плачу" "Muscle Museum" (строки "Саn you see that I am needing" вместе с Беллами пели все, даже сидящая в ВИПе Земфира наверняка подтягивала припев первого хита Muse), ребята перешли к торжественному окончанию концерта. Во время исполнения хита "Plug in baby" двенадцать огромных белых шариков по очереди начали падать в танцевальный партер. Зрители шарики, конечно, взрывали и получали дождь в виде парящих в разноцветных лучах прожекторов конфетти...
"Неплохо зная музыку Muse, мы думали, что будет грустно, а все оказалось очень даже весело, ребята зажгли по полной программе. Но Мэттью, конечно, жаль, парня явно что-то тяготит, раз он пишет такие депрессивные песни", - поделилась со мной после концерта 19-летняя Ира. "Больше вашему брату я доверять не буду! - еще .более категорично высказался ее приятель Миха. - Лучше один раз увидеть шоу собственными глазами и послушать музыку вживую, чем прочесть тысячу рецензий музыкальных критиков. Никаким Томом Йорком тут и не пахнет, у Беллами диапазон пошире будет!"
Все-таки клево, что и в нашей стране настали времена, когда альтернативная команда способна собрать большой зал (пусть и не забитый до отказа). Мэттью Беллами выучил по-русски два слова - "Привьет" и "Спэсибо" - и активно использовал свои языковые познания во время шоу. Прощаясь со зрителями, лидер Muse пообещал, что группа приедет в Россию еще many times. Что ж, приезжай, дорогой, рады будем. Только хватит уже, наконец, плакать! В самом деле, улыбайся, тебе идет!

Сайт управляется системой uCoz